Кемпинги в РФ объединят в Лигу и внесут в реестр

На 450 миллионов населения Евросоюза – 30 тысяч качественных кемпингов. В РФ же их пока что – 400 единиц на 150 миллионов, из них лишь 50 отмечены на карте ClassCamp.

Инфраструктуру полноценного кемпинга и перспективы взаимодействия с властями обсудили игроки этого сегмента на “Интурмаркете-2024”. В рамках деловой программы выставки 16 марта года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Роскачеством и Национальным Союзом Профессионалов индустрии Кемпингов и Автотуризма. Цель, в общем-то, очевидна: полноценное партнерство с развитием индустрии кемпингов, глэмпингов и автотуризма, “обкатка” процессов управления, разработка маршрутов. И не в последнюю очередь – организация качественного отдыха на “пунктах привала” – в придорожных гостиницах в том числе – с контролем этого самого качества. 
А еще на выставке Лига кемпингов представили лучшие “профильные” проекты РФ и запланировали съезд владельцев кемпингов на специализированной выставке Caravanex 2024, которая пройдет в Коломне совсем скоро: 24-26 мая. 

Но остановимся на том, что важно именно отельерам. А именно – потенциально “упущенная выгода”, причем не “в будущем”, а уже сейчас. В рамках деловой сессии прозвучали следующие цифры: 46 миллионов автомобилей в стране, в некоторых семьях – по 2 машины. Если округлить – 40 миллионов семей, потенциально готовых выбираться в путешествия.

Половина автотуристов ездят в поездки по стране очень активно (48%). Тех, кто вообще не путешествует – 25%, и из этих 25% лишь четверть – владельцы машин сегмента люкс, которые попросту боятся “бить” машину за МКАДом. Но и над этим Автодор активно работает, создавая цифровую систему, по которой можно выбрать маршрут с ровными дорогами. Так что путем простейшей арифметики получаем 20 миллионов автотуристов. Из них около половины точно предпочтут ночевать не в машине, а в хостеле, мотеле или кемпинге. Особенно семьи с детьми. 
Только с сентября 2023 года количество зафиксированных семей-караванеров в РФ поднялось с 26 до 30 тысяч. “И если сейчас их не “подхватить”, то они накупят комфортабельных “караванов”, очень быстро уйдут в дикий туризм и будут отдыхать на придорожных полянках. Так мы получим 30 тысяч семей хорошо оснащенных “диких” туристов, которых с природы потом не выкуришь. И это – действительно беда”, – огорчаются игроки этого сегмента рынка. А те 8 миллионов автотуристов, которые ежегодно посещают Азовское и Черное моря – почему выпали из статистики Минэка? 

Причем базис для развития качественной кемпинговой индустрии уже создан: профсообщество разработало прообраз “системы классификации кемпингов”, уже официально создана Лига профессионального объединения кемпингов. Куда всех приглашают вступать. Поскольку сообща гораздо проще будет вести хорошо выстроенный диалог с властью, да и с Росстандартом тоже. Предпринимаются усилия по доработке ГОСТов для кемпингов. Так что база для развития этой сферы есть, осталось заручиться более конкретной поддержкой государства. 

ГК “Автодор” помогает очень сильно, в том числе статистикой. И, по его подсчетам, количество автотуристов может увеличиваться до 20%-30% в год. 
Чем озадачиться представителям гостиничной индустрии, кто хочет залучить к себе все эти миллионы? Опытом поделился Николай Дмитриев, директор АНО “Твой Кемпинг”. Напомнивший, что, во-первых, перегруз по туристам на пиковые даты в более-менее теплое время года вполне можно решить “сезонными” средствами размещения. А во-вторых – комфорт, комфорть и еще раз комфорт: в средствах размещения по маршруту автотуристов – какими бы по формату они ни были – должен быть не просто “сервис”, а “хороший уровень сервиса”. А именно: нормальные туалеты (не “сельского типа”), комфортные душевые – с постоянной горячей водой, а не только “если солнышко, и вода в баке нагрелась”. Места для самостоятельного приготовления пищи, доступ к постирочным – это самый минимум. 

Наконец, то, про что забывают – или до чего ни у кого руки не доходят: обязательная досуговая часть. В первую очередь для детей: ведь автотуризм ориентирован в том числе и на отдых и путешествия с детьми. Другие клиентские группы – семейные пары, способная путешествовать самостоятельно (даже автостопом) совершеннолетняя молодежь, группы школьников и студентов… “То есть, по сути, целевая аудитория – такая же, как у гостиничного бизнеса в целом”, – напомнил Николай Дмитриев.

Мы уже писали про значимость спортплощадок с тренажерами, на которых можно размяться. Стоит добавить сюда досуг, вплоть до возможности проведения квестов и мастер-классов. И люди к вам потянутся. При этом – еще порция статистики напоследок – 15% опрошенных домохозяйств подтвердили, что уже сегодня путешествовали бы на авто, если бы хватало кемпингов. Это миллионы семей. Подсчитали – прослезились: ведь если бы они хоть иногда выбирались в такие поездки и проводили в течение всего летнего сезона всего 2 недели в ночевках, оставляя в придорожных отелях, мотелях, кемпингах и глэмпингах всего 1700 рублей в сутки за размещение одной ссемьи, – это было бы 208 миллиардов рублей доходов. Только за размещение!

Так что – объединяемся, и присоединяемся. И не обходим вниманием Систему добровольной классификации кемпингов ClassCamp (мерило соответствия кемпингов современным стандартам благоустройства и качества услуг).