РАБОЧАЯ СИЛА ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ НЕДООЦЕНЕНА. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ГОСТИНИЧНОЙ ОТРАСЛИ

Это непреложный закон капитализма. Однако положение дел может складываться аномально.

Как будет развиваться кризис на рынке труда и каким может оказаться «реверсивный» кризис – выяснял постоянный автор Hotelier.pro Павел Баскаков, расшифровав выступление на «Форуме Труда» в Санкт-Петербурге Сергея Переслегина, автора книг о геополитике, стратегии, прогнозировании и эксперта корпорации «Росатом».

Традиционно рынок труда – это всегда рынок покупателя – подчеркивает эксперт. «То, что мы наблюдаем сейчас, аномально, – продолжает он. – Обычно предложение рабочих рук и голов значительно превышает спрос. По Марксу, это создает резервный рынок труда и недооценку труда. Соответственно, тем самым генерируется прибавочная стоимость. Так и должно быть. Рабочая сила всегда должна быть недооценена».

Сейчас, с одной стороны, такие явления / процессы, как разделение труда, повышение его производительности, автоматизация, роботизация, цифровизация, ИИ позволяют наращивать производство. С другой – они убирают человека из сколько-нибудь квалифицированного труда. Характерная для человека сложная деятельность, собственно и сделавшая его человеком, вытеснена в такие социоформы, как спорт и компьютерные игры.

Мигранты и средний класс

Помимо внедрения технологий, давление на рынок труда оказывает привлечение мигрантов. Оно усиливает скрытую нагрузку на средний класс. Дело в том, что мигранты пользуются определенным набором прав – медобслуживание, образование. Таким образом, будучи низко оплачиваемыми, мигранты повышают уровень прибавочной стоимости, уровень эксплуатации, но, получая при этом часть общественного социального пирога, провоцируют повышение налоговой нагрузки на средний класс.

Монотонный человеческий труд выгоднее ИИ

Ожидалось, что ИИ уберет монотонный физический труд. Но оказалось, что человеческий труд выгоден энергетически и экономически. К тому же, человек более универсален. В итоге ИИ ничего толком не сделал c низкоквалифицированным трудом, но довольно хорошо убрал труд высококвалифицированных специалистов – учителей, креативщиков, дизайнеров и т. д. Процесс усилила «уберизация» ряда рынков (началось с такси и доставки и пошло дальше), а «ковидные меры» стали мощным катализатором процесса. Физически это означает все то же повышение норм эксплуатации.

Новая (вездесущая) паровая машина

Поскольку весь мир, и мы в том числе, пытаемся сейчас построить мир технологий и ИИ, ИИ будет использоваться везде как паровая машина в начале XX века. При этом важно понимать, что переход к миру тотального ИИ повлечет резкое увеличение потребление электроэнергии (которую откуда-то нужно будет брать).

Столкновение векторов

Таким образом – констатирует Сергей Переслегин – рынок рабочей силы оказался сейчас под действие двух противоположных сил:

  • Вытеснение людей из контура производства,
  • Острая нехватка людей в контуре производства.

Кажущийся парадокс объясняется просто: речь идет не о полном вытеснении людей из производства, а о вытеснении с рынка «ненужных» профессий.

Рынок труда сегодня безоговорочно стал рынком продавца. И эта стадия, скорее всего, по оценке эксперта, продлится, до 2033-2034 года, если не дольше.

С государственной точки зрения, видимо, в интересах стабилизации ситуации на рынке труда, нужен закон об ограничении роста заработной платы, но все хорошо понимают, насколько это непопулярная мера.

Как бы то ни было (особенно при высвобождении людских ресурсов по окончании СВО), рано или поздно кризис на рынке труда сменится «реверсивным» кризисом – переизбытком рабочих ресурсов и ростом уровня безработицы. Но это пока за горизонтом. А что в обозримой перспективе?

От количества к качеству

«Повышение оплаты труда должно увязываться с доходностью, а не просто наращиваться», – подчеркнул недавно на форума Ассоциации Загородных Отелей (АЗО) Николай Филатов, генеральный директор ZONT Hotel Group.

Т.е. императив в создании прибавочной стоимости должен сохраняться. Иначе бизнес теряет смысл.

Отельеры понимают, что у проблемы с кадрами должно быть не количественное, а качественное решение.

«В эпоху цифровизации идет речь об эволюции стандартов обслуживания – под требования и ожидания конкретного гостя на основе персонального предикативного анализа», – отметил недавно на Hotel Web Forum, организованном Клубом «На страже отелей», Алексей Волов, руководитель Клуба (см. публикацию на Hotelier.pro).

Алексей Макаров, руководитель УК «Станция», на конференции «БОРТТ-2024», организованной в Санкт-Петербурге в конце 2023 года компанией World Travel Biz, поставил вопрос экзистенциально:

«Сейчас перед нами стратегическая развилка – нам надо решить, куда мы идем как отрасль – в сторону отельного гостеприимства или, наоборот, в сторону упрощения и лишения себя элементов гостеприимства?»

«У нас «смешались кони, люди» – отели мечтают стать апартами, избавиться от всего человеческого в обслуживании, убрать сервис, максимально все упростить и автоматизировать», – добавил Алексей Макаров.

По крайней мере, такова ситуация в категории отелей 3*.

Сдерживание роста зарплат, трансформация «контура» обслуживания гостя и услуг в нем, экзистенциальный выбор пути… каков ваш путь наверх из демографической ямы?