Cпрос на автотуризм в РФ быстро растет, многие путешествуют с детьми

Спрос на автотуризм ведет к более высоким требованиям к инфраструктуре, средствам размещения в частности. Пока показатель удовлетворенности – 3,5 балла из 5. При том что если “усилиться” – потенциальная выручка именно от услуг размещения может превысить 600 млрд рублей в год, конкретно в этом сегменте.

Результаты опроса Координационного центра Правительства показали, что путешествия на автомобилях день ото дня становятся все более востребованы. Автотуризм вошел в ТОП-5 по наиболее востребованным форматам, наряду с поездками на моря, в сельскую местность, посещением природных парков и познавательных туров по историческим местам и прочим “знаковым” достопримечательностям.

При этом автомобиль “обогнал” ж/д как основной способ “добраться до места”: по итогам опроса 2000 респондентов, в 2024 году это – самый востребованный вариант (51%, или +15% к показателю 2023 года). Передвижение на авто – более популярно, чем даже на поезде и самолете.

Однако при растущем спросе, россияне пока недовольны качеством оказания услуг – начиная с дорог и заканчивая удовлетворением насущных потребностей, в нормальном отдыхе и сне в том числе. А чтобы сориентироваться по характеристикам автотуристов (в том числе потенциальных), делимся свежей статистикой “Автодор” и “Твой Кемпинг”, озвученной на одной из недавних конференций:

  • Портрет автотуриста: мужчин и женщин – по 50%. 78% – в браке, такой же процент имеет детей. 
  • Основная цель путешествий по автодорогам – это “туризм выходного дня”. Дальше (в порядке уменьшения) – “отпуск”, “дача” и “по работе”. 
  • “Турист выходного дня” – это 42% мужчин и 58% женщин.
  • Возраст: 34% – 36-45 лет, 20% – 46-55 лет, 8% – 56-65 лет, 28% – 18-25 лет (тут посчитали и “автостопщиков”), 27% – 26-35 лет. 
  • 48% автотуристов проживают (и чаще всего ездят) с детьми до 18 лет. Из них у 45% – один ребенок, 38% – два ребенка, 10% – три ребенка, 6% – четыре и больше. Frontdesk.ru как раз недавно рассказывал в новостях о преференциях для семей, в т.ч.многодетных, на посещение отелей и горнолыжных курортов. 
  • Основные потребности автотуристов – СКР для ночевки (мотели, гостиницы, кемп-стоянки) через каждые 300-400 км, обязательно с горячим питанием (не фастфудом) и удобствами именно для семей с детьми.
  • Особенно стоит призадуматься – и быстро – отельерам и инвесторам в средства размещения Крыма и Краснодарского края: за последние три года интенсивность движения по М-4 в Ростовской области и Краснодарском крае увеличилась на 15-20%. Наибольший рост – в июле-сентябре 2023 года, в сравнении с аналогичным периодом 2021-го: +28-36%.
  • Причем инвесторам не стоит игнорировать кемпинги под предлогом “что за прибыль от мест под стоянку автодомов?” В понятие “современный кемпинг” путешествующие на авто россияне включают не только места под палатки и автодома, но и – обязательно – домики хотя бы с минимальными удобствами, оборудованные кухни с местами для приема пищи, душевые, постирочные, а также детскую инфраструктуру. А ведь даже если все это в кемпинге расположено в отдельных строениях или на соседних территориях, услуги такие вполне можно продавать “пакетом”, как бы “за ночь на человека/на семью”. Особенно если включить в пакет готовое горячее питание. 
  • Еще один аргумент предыдущему пункту – выявленная целевая аудитория кемпингов: это семьи с детьми, семейные пары, совершеннолетняя молодежь, а также – для многих неожиданно – школьные и туристические группы. 

Ну и вишенка на торте: услуги проживания в кемпингах, судя по опросам, могли бы быть сегодня интересны минимум для 8,2 миллионов семей (!), уже путешествующих на автомобиле или предпочитающих частный сектор для размещения. Причем это – самый пессимистичный прогноз. Реалистичный – 22,3 млн семей, оптимистичный – 25 млн семей. А это 26 миллионов человек / 70,7 миллионов / 79,2 миллиона человек соответственно, исходя из среднего состава семьи. 
С учетом этого, потенциальная выручка именно от размещения – минимум 208 млрд рублей в год, но может доходить и до 634 млрд рублей. 

Напомним, что Правительством утверждена концепция развития автомобильного туризма в России до 2035 года. Пока что в РФ, по данным www.rvland.ru на конец марта 2024 года, при 28 916 семей, являющихся не просто “теоретическими автотуристами”, а реальными владельцами специализированной техники для автотуризма, – их ждет в стране всего 407 нормальных кемпингов. 

Ранее Frontdesk.ru рассказывал, что российские кемпинги объединят в Лигу и внесут в реестр.