Вслед за бизнес-завтраком «Экватор», организованном компанией World Travel Biz для подведения промежуточных итогов летнего сезона 2024 на рынке Санкт-Петербурга, свое мероприятие (в режиме онлайн-эфира) провела 18 июля компания Hotel Advisors.
Постоянный автор Hotelier.pro Павел Баскаков внимательно изучил запись эфира и установил, что главным словом обсуждения стало «честность».
По всем основным показателям мы видим сокращение темпов прироста – словно рефреном повторялся в эфире вывод Сергея Данильченко, сооснователя и руководителя Hotel Advisors. Разумеется, речь не об алармизме, а о честном признании тренда на консервацию рынка в районе достигнутых отметок.
Отельерам стоит быть осторожными при выборе дальнейшей стратегии продаж!
С одной стороны, в первой половине 2024 года продолжался устойчивый рост ADR во всех городах наблюдения – отметил Сергей Данильченко. Но с другой следует отметить сразу два важных момента.
Во-первых, ADR рос далеко не одинаковыми темпами в разных городах и регионах России. Если в Москве усредненно ADR скакнул в первой половине 2024 года почти на 38%, то в прибрежных отелях Сочи – всего на 8,4%. Не слишком бодро «выступил» и Санкт-Петербург – прирост лишь около 13%.
Во-вторых, темп прироста ADR с середины весны начал падать, и падение это выглядит как долгосрочный тренд.
«Прирост ADR достиг пика и вышел на плато. Наши оценочные ожидания таковы, что к концу года прирост показателей ADR будет сокращаться. При этом, с учетом того, что вторая половина 2023 года была хорошей для многих регионов, значения 2024 года будут сравниваться с хорошими показателями прошлого года», – сказал Сергей Данильченко.
«В этой связи сегодня важно не переоценить возможности рынка и свои возможности», – подчеркнул руководитель Hotel Advisors.
По средней загрузке номерного фонда лидируют Москва и Калининград.
В хвосте плетутся Самара и опять же прибрежные отели Сочи. (Впрочем, не многим лучше дела со средней загрузкой обстоят в Московской области, прибрежных отелях Сочи, Самаре).
Если в 2023 году только прибрежные отели Сочи демонстрировали спад в загрузке, то в 2024 году уже шесть регионов оказались в «красной зоне» (а еще три близки к ней или уже тоже в ней, если принять во внимание статистическую погрешность – сравните два диаграммы ниже).
Таким образом, и OCC выказывает ту же тенденцию, что и ADR – замедление роста, выход на плато, склонность к спаду.
Странно было бы ожидать, что наблюдаемая динамика по ADR и OCC не скажется самым непосредственным образом на RevPAR. И она сказалась – прирост RevPAR тоже движется по наклонной.
Опять же RevPAR прирастал в разных городах не одинаковым образом. И в этом отношении на рынке свои лидеры и свои аутсайдеры.
«Важно иметь в виду фактор накопленной инфляции*. Его вектор идет вверх и в какой-то точке уже до конца года может пересечься с кривой снижения RevPAR», – акцентировал Сергей Данильченко.
*) Побороть «разухабистую» инфляцию Центробанку не удается, несмотря на упорное повышение ключевой ставки (см. Публикацию Hotelier.pro – «Все выше и выше …».)
«Согласен, с тем, что рост рынка идёт главным образом через повышение цены, загрузка растёт гораздо медленнее. Важный вопрос – где предел роста цены», – подключился к эфиру Яков Адамов, экс-отельер (Marriott), позиционирующий сегодня себя как независимый эксперт.
«Особое внимание стоит обратить на тарифную политику по дешевому сегменту и ценам по групповым и корпоративным договорам, – продолжил он. – Инфляция все еще высокая. Вкупе с ней растущие расходы на ФОТ и коммунальные услуги будут разгонять ADR».
В Москве в этом году феерический прирост ADR – констатировал в своем выступлении Радик Салахутдинов, представитель Hotel Advisors в городе.
Действительно, об этом говорят и данные дашборда TravelLine – Москва бессменный лидер по бронированию в электронных каналах продаж (см., например, рейтинг регионов в публикации «ОКРЫМленный сезон»).
«В лидерах в Москве при этом отели 5*», – обратил внимание Радик Салахутдинов.
Соответственно, и RevPAR в лакшери-отелях Москвы рванул вверх.
*) Лакшери не лакшери – без культуры лакшери и применения искусных механизмов формирования опыта концентрированного гедонизма – писал Hotelier.pro недавно.
Московским лакшери-отельерам удалось хорошо преподнести свой сегмент в этом году!
Стимулом спроса стала как выставка «Россия», так и другие деловые мероприятия, и культурные фестивали в Москве, а также приток гостей из стран Персидского залива.
В Подмосковье – более скромная динамика по OCC. Основой драйвер роста здесь – Новый год и длинные майские выходные.
«Сейчас средняя загрузка по году в Подмосковье 56%, – сообщил Радик Салахутдинов. – По итогу 2023 года она была 54%».
Но средний RevPAR по Подмосковью (6809 рублей) аналогичен среднему RevPAR по Москве и вырос на 38,6%!
«По Подмосковью ADR зашкаливает в период новогодних праздников. При этом год к году изменение в пределах 5%, значит повышать дальше уже сложно. Одновременно мы видим, как выросли цены весной и летом в регионе год к году. Отельеры начали поднимать ценники в межсезонье, так как пиковые периоды уже капитализированы максимально. Межсезонье именно тот период, где еще можно увеличить доходность», – прокомментировал ситуацию Яков Адамов.
Когда к эфиру подключилась Ольга Златкус, менеджер Hotel Advisors в Новосибирске, мы узнали, что ADR в городе вырос на 25,8%. При этом и здесь видно сокращение темпов прироста ADR.
«Загрузка, в целом, висит на одном уровне с прошлым годом. Вместе с тем, во второй половине года наблюдается тренд на снижение загрузки», – продолжила Ольга Златкус.
Средний RevPAR в Новосибирске ощутимо ниже, чем в Москве и Подмосковье – 3997 рублей.
«К корпоративным клиентам сейчас нужно не бояться выходить с разговором о повышении цен на 2025 год, – сказала Мария Головичева, руководитель отдела продаж и маркетинга отеля DoubleTree by Hilton Novosibirsk. – И делать это как можно раньше, чтобы не заниматься согласованием цен в авральном режиме в конце года. При этом есть ложка дегтя – всех постоянных клиентов вам, возможно, не удастся сохранить».
В Санкт-Петербурге тем временем своя история.
И она такова, что средний ADR по городу вырос только на 12,9% (до 7692 рублей) – сообщила менеджер по развитию бизнеса в городе Нина Новикова.
«Санкт-Петербург – один из лидеров в замедлении рынка», – вставил ремарку Сергей Данильченко.
Что интересно – в отличие от Москвы – ADR в Санкт-Петербурге больше всего вырос в отелях 3* (на 15,8%), а не в отелях 5* (где он возрос только на 8,9%).
Но при этом в отелях 5* наблюдается наибольший прирост по загрузке!А наибольшее увеличение RevPAR – тут в отелях 4* (+21,3%). Вот такая разноголосица в Санкт-Петербурге.
При этом номерной фонд апарт-отелей в городе вновь увеличился в 2024 году, что не дало возрасти их средней загрузке.
Средний RevPAR (по классическим отелям) составил 4688 рублей, +20,5%, уступая уступает московскому, но опережая новосибирский.
«Жесткая конкуренция между классическими отелями и апарт-отелями наблюдается в период май-сентябрь, когда у апарт-отелей в структуре продаж преобладает краткосрок над долгосроком», – прокомментировал расклад Сергей Данильченко.
ADR не топчется на одном месте и в Сочи. Но, если в отелях на побережье, он увеличился на 8,4%, то в горном кластере – на 24,7%, благодаря горнолыжному сезону – сообщила Дарья Немкова, менеджер Hotel Advisors по развитию рынка в Сочи.
На побережье средняя загрузка в период январь-июнь составила 53,5% – на 10,8% выше уровня 2023 года, но – на 11,3% ниже показателя 2022 года (когда люди хлынули в Сочи после ковида).
В горном кластере скромный прирост загрузки, вероятно, отражает перекладывание отельерами высоких ожиданий в повышенные тарифы. Но спрос проявляет чувствительность к этому!
Как бы то ни было, на данный момент «отконстатирован» рост RevPAR на побережье на 20,1% (рост, в основном, за счет Фестиваля молодежи и студентов весной), в горном кластере – на 29,4%.
«У нас меняется гость, – рассказала Елена Заплетина, руководитель департамента управления гостиничной деятельности ГК «Мантера». – К нам поехали гости с Ближнего Востока, где летом гораздо жарче, чем у нас. Далее, в отелях категорий 3*, 4* и 5* появились участники СВО и их семьи. Интересная тенденция – рост числа одиночных гостей, причем, приезжающих с домашними животными. Поскольку аэропорт Мочи стал пересадочным хабом, то добавился такой сегмент как в Дубае – транзитные гости».
«В горном кластере мы практически перестали видеть колебание загрузки в зависимости от сезона, – добавила Елена Заплетина. – При этом надо учитывать, что «черным лебедем» может быть не только СВО или ковид, но и природные явления. Минувшей зимой в горах Сочи было много снега – это активизировало спрос и дало возможность увеличить ADR».
«Рост ADR в Казани составил 32,4% (+51,5% к уровню 2022 года) – сообщил в продолжении эфира Радик Салахутдинов, – и составил 8458 рублей. Форумы БРИКС, спортивные Игры будущего и другие события способствуют активной загрузке отелей города. А видишь спрос – нарасти цену».
Вместе с тем, средняя загрузка отелей составила лишь 60,3%, немного уступая уровню прошлого года (частично из-за вывода части номеров на реновацию). Отставание от Москвы и Санкт-Петербурга в этом аспекте серьезное. Но в общем итоге прирост RevPAR составил +30,8% (в абсолюте – 5101 рубль).
«Средняя загрузка отелей Воронежа в течение двух летних месяцев, пусть и выше предыдущих месяцев, составила 71,5%, но в сравнении с 2023-м годом, результаты выглядят не так хорошо: загрузка упала на 1,6%, – взял слово Александр Абраамян, генеральный директор отеля «Марриотт Воронеж» 5*. – Учитывая растущую деловую активность в регионе, можно подтвердить, что такой спад скорее обусловлен транзитными туристами».
«Между тем, средняя цена в городе продолжает расти в сравнении с весенними месяцами: +6% ежемесячно, а также по сравнению с прошлым годом: +24,5%), – продолжил он. – Традиционно возникает вопрос: а что ожидать от августа? На основании текущего тренда, мой прогноз по загрузке: 76-77% с продолжающим +6-процентным ростом средней цены».
Подводя итоги насыщенного эфира, Сергей Данильченко еще раз подчеркнул:
«Рост ADR в некоторых сегментах может повлечь более существенное снижение загрузки и смещение спроса. Рост спроса в некоторых локациях может затормозиться или пойти на спад. Продолжится перераспределение спроса между городами и регионами в зависимости от роста цены».
Честно смотрите злободневным трендам в глаза.