В какие страны ездили россияне летом 2024 года и сколько тратили на отдых

По предварительной оценке Аналитической службы АТОР, летом 2024 года (июнь август) туристы из России (как организованные, так и самостоятельные) совершили около 5,15 млн поездок в зарубежные страны. Это на 8,4% больше, чем за три летних месяца в 2023 году. У многих туроператоров рост продаж выше этого уровня, что показывает, в том числе, увеличение доли организованного туризма. Тем не менее, общая цифра ниже майского прогноза. 

Как подчеркивает вице-президент АТОР по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян, на рост объемов выездного туризма относительно прошлого года повлияли несколько факторов.

«Во-первых, это расширение географии и объемов международной авиаперевозки. Зарубежные перевозчики планомерно расширяют свои программы. И российские авиакомпании тоже:  они выводят все больше самолетов из «бермудского» регистра, а значит, эти борта могут совершать полеты за рубеж. Все это способствует повышению конкуренции на рынке авиаперевозок, стабилизации ценовой ситуации и охлаждению тренда на рост цен. Во-вторых, россияне привыкли к новой реальности, связанной с ограничениями на многих привычных «доковидных» направлениях, и активно путешествуют по всем доступным направлениям. В-третьих, некоторые массовые зарубежные направления в этом году летом могли быть дешевле, чем в прошлом – такова, например, была ситуация с Эмиратами и частично с Египтом в конце лета», – говорит г-н Мурадян.

В свою очередь, вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов обращает внимание на такие тренды, способствовавшие росту рынка организованного выездного туризма летом 2024 года, как относительная стабилизация продаж, в том числе за счет колебаний рубля в узком коридоре 84-94 руб. за доллар, и увеличение глубины продаж, уже приблизившееся к доковидным значениям.

Отметим, что прирост зарубежного летнего турпотока оказался несколько меньшим, чем в прогнозе от мая 2024 года. Разница объяснима в основном динамикой главного выездного направления, Турции, которая показала умеренный рост. 

КАКИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ БЫЛИ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫ У РОССИЯН ЭТИМ ЛЕТОМ

Порядка 90% всех зарубежных визитов этим летом россияне предсказуемо совершили в 6 стран массового туризма: Турцию, Египет, ОАЭ, Таиланд и Абхазию. На все остальные страны пришлось только 10,2% поездок.

  • На первом месте, с большим отрывом от конкурентов – Турция. По оценке Аналитической службы АТОР, за три летних месяца в эту страну россияне совершили порядка 2,75 млн визитов (прирост +7,8% к лету 2023 года). В том числе, летом на курортах Антальи отдохнули около 1,75 млн россиян (+10% к прошлому лету). Турпоток на Эгейское побережье Турции показал спад на 7%, в Стамбул – небольшое увеличение по сравнению с прошлым летом.

В продажах крупнейших туроператоров Турция, как и ранее, занимает доминирующие позиции: ее доля в общем количестве проданных туров за три летних месяца 2024 года у Coral Travel и FUN&SUN составляет 67%, у Anex – 65%, у PEGAS Touristik – 54,3%, у «Интуриста – 51%.

Турция заняла первые места в летних продажах и у многих туроператоров, продающих туры туда на регулярной перевозке: у Club Med 66% всех продаж, у TEZ Tour – 43%, у ICS Travel Group – 35%, у Let’s Fly – 33%. Входит Турция в ТОП-5 по продажам также у «Русского Экспресса» (3 место, 18%), PAC Group (2 место), Space Travel (5 место, 10%).

  • На втором месте по выездному турпотоку летом 2024 года – Абхазия. По предварительным оценкам, турпоток в эту страну этим летом остался на прошлогоднем уровне (около 1 млн поездок, среди которых около 45% однодневных экскурсантов с курортов Краснодарского края). У многих туроператоров продажи Абхазии в летние месяцы продемонстрировали даже небольшое снижение в пределах 2-4%.

Основной объем продаж туров в эту страну реализуется туроператорами по внутреннему туризму. У ряда многопрофильных туроператоров Абхазия тоже входит в ТОП-5 лета, с 3-5 местами (3-7%).

  • На третьем месте по совокупному турпотоку летом этого года – ОАЭ, если учитывать транзитный поток через аэропорты Эмиратов в третьи страны (преимущественно Юго-Восточную Азию). По оценкам Аналитической службы АТОР, за три летних месяца в Эмираты, в т.ч. с целью транзита, было совершено около 380 тыс. поездок россиян (+8% к лету 2023 года).  

Объединенные Арабские Эмираты занимают лидирующие позиции в летних продажах Space Travel (40%), «Русского Экспресса» (22%), и входят в ТОП-5 с 3-4 местом почти у всех остальных, в том числе крупнейших, туроператоров с долями от 4 до 18%.

В то же время, если вычесть «транзитную» треть выездного потока, количество поездок с отдыхом в самих Эмиратах этим летом будет примерно таким же, как в Египте.

  • В Египет, по оценке Аналитической службы АТОР, этим летом россияне совершили около 260 тыс. поездок (+20% к лету 2023 года).

Египет входит в ТОП-5 по зарубежным продажам со 2-4 местом (4-9% летних продаж) у Coral Travel, Anex, FUN&SUN, PEGAS Touristik, «Интуриста» и ряда других игроков рынка (от 3 до 16% продаж).

  • На пятом месте – Таиланд, продемонстрировавший, по оценкам всех без исключения опрошенных туроператоров, самый выдающийся прирост продаж. По оценке Аналитической службы АТОР, этим летом на курорты Таиланда россияне совершили около 230 тыс. поездок (+27% к лету 2023 года).

При этом прирост количества проданных туров в Таиланд у многих туроператоров гораздо больше – 60, 70, 120%. Таиланд входит в ТОП-5 продаж туроператоров с 3-5 местами (по 3-9% от летних продаж) у всех заметных игроков рынка, включая нишевых специализированных туроператоров.

В какие страны ездили россияне летом 2024 года и сколько тратили на отдых

Распределение летнего выездного турпотока из России в 2024 году (июнь-август, и организованные, и самостоятельные туристы). Предварительная оценка Аналитической службы АТОР

КТО ЕЩЕ В ТОП-10 ЛЕТА 2024 ГОДА

Кроме топовой пятерки стран, этим летом были популярны турпоездки в Грузию, Азербайджан и страны СНГ (около 180 тыс. поездок за лето с туристическими целями). Ориентировочный прирост год к году у этой группы стран +30%: главным образом, из-за растущей популярности Грузии и, частично, Азербайджана.

Кратный рост количества турпоездок россиян этим летом показывает Китай. Оценочно, за три летних месяца с туристическими целями в эту страну россияне совершили около 150 тыс. поездок, из них на остров Хайнань – порядка 20 тыс.

Оценочно, около 130 тыс. поездок россиян (+30% к лету 2023 года) пришлись на Европу, но они уже учтены в транзитных поездках через Турцию и арабские страны.

Далее в ТОПе лета идут Мальдивы (60 тыс. поездок, +19% к лету 2023 года), Индонезия – 50 тыс. (+65%) и Куба – около 45-50 тыс. поездок (+42%).

РАСТУЩИЕ И ПАДАЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Среди других активно растущих азиатских направлений лета, но немассовых, можно выделить Вьетнам 43,5 тыс. поездок (+76%), Японию – 18 тыс. (+120%), Малайзию – 22 тыс. (+50%). Из африканских направлений отличную динамику показывает такое люксовое направление, как остров Маврикий – 4,2 тыс. поездок россиян за лето (+68%).

Отрицательную динамику российского турпотока этим летом продемонстрировали лишившаяся прямой чартерной авиаперевозки Шри-Ланка (12 тыс. поездок, -48% по сравнению с летом 2023 года), и Сейшелы, куда перестали летать прямые рейсы «Аэрофлота» (5,3 тыс. поездок, -44%).

Оценочно, по всем остальным более-менее значимым туристическим направлениям (в основном это Африка – Кения, Танзания, ЮАР, а также Карибы в лице Венесуэлы) было совершено около 20 тыс. поездок (+30% год к году).

СКОЛЬКО СТОИЛ ЛЕТНИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОТДЫХ РОССИЯН В 2024 ГОДУ НА САМЫХ МАССОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

По агрегированным данным туроператоров, средний чек реализованных пакетных туров с перелетом этим летом на 1 человека  составил:

В Абхазию: 62-68 тыс. руб. на человека (т.е. на двоих – 124-132 тыс. руб.). Рост, в зависимости от компании, в пределах 13-24%. Средняя длительность отдыха – 8 ночей. 

В Египет: 91-99 тыс. руб. на человека (т.е. на двоих – 182-198 тыс. руб.). Рост по сравнению с прошлым годом – 9-15%. Средняя длительность отдыха – 8-9 ночей.

В Таиланд: 100-108 тыс. руб. на человека (т.е. на двоих – 200-216 тыс. руб.). У большинства туроператоров средний чек лета или упал, или же остался на уровне прошлого года. Средняя длительность отдыха – 11-12 ночей.

В ОАЭ: 102-110 тыс. руб. на человека (т.е. на двоих – 204-220 тыс. руб.). Рост в зависимости от компании от 2 до 20%, а у некоторых туроператоров фиксируется и его снижение по сравнению с прошлым годом. Средняя длительность отдыха – 8-9 ночей.

В Турцию: 112-118 тыс. руб. (т.е. на двоих – 224-236 тыс. руб.). Рост по сравнению с прошлым годом составил 7-15% в зависимости от компании. Средняя длительность отдыха – 8-9 ночей.

Как видно из представленной статистики, в этом сезоне в среднем на одного человека надо было потратить на зарубежный отдых на массовых направлениях (кроме Абхазии) около 100 с небольшим тыс. руб. Хотя отличия среднего чека туров в Турцию от остальных летних направлений не кажутся столь уж значительными, все же она «по цифрам» стала самым дорогим направлением из пятерки самых массовых.

ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОТДЫХА РОССИЯН ЛЕТОМ 2024 ГОДА

Все игроки рынка выездного туризма констатируют значительное увеличение глубины продаж зарубежных туров. И не только на лето.

«Особенность этого лета – активное бронирование туров на Новый год по всем нашим ключевым направлениям, в особенности тем, где мы имеем гарантированные блоки мест. Например, новогодние туры на Филиппины у нас были распроданы уже в июле», – рассказывают эксперты ITM Group.

Практически все опрошенные туроператоры отмечают опережающий рост спроса на туры в Китай (сотни процентов). Так, количество проданных туров на это лето в рамках динамической системы пакетирования Online Express (входит в холдинг «Русский Экспресс») выросло в 3 раза год к году. Тот же тренд видят и другие игроки рынка.

«Китай – настоящий рекордсмен, продажи выросли во много раз и растут от месяца к месяцу, в первую очередь за счет экскурсионных, пляжных и оздоровительных программ. Это результат отложенного спроса на направление, многовариантности и хорошей географии авиаперевозки, доступности турпродуктов – замечают в PAC Group.

Все компании отмечают и очень большой (хотя и выраженный только двузначными цифрами) рост спроса на летний Таиланд.

«Таиланд по итогам этого лета закрепляется в статусе круглогодичного направления: удивительно хорошие продажи туров с заездами в летний период», – говорит Любовь Воронина, управляющий директор туроператора Let`s Fly и руководитель международных проектов ГК «Слетать.ру».

Туроператоры продолжают констатировать общее смещение спроса в выездном туризме в сегменты «выше среднего» и люксовый.

Причем если в Турции спрос на люксовые отели этим летом нельзя было назвать очень стабильным (ряд туроператоров видит его падение из-за резкого роста цен, а компании со стратегией экспансии видят рост), то на остальных направлениях (Таиланд, Египет, ОАЭ, Мальдивы, Китай) доля таких отелей в продажах однозначно растет, а туроператоры расширяют свои премиальные концепции в этих странах.

«Этим летом видим хорошую динамику увеличения продаж в VIP-сегменте, туристы все чаще стали выбирать размещение высокого уровня, набор дополнительных услуг, такие как индивидуальный трансфер и экскурсии», – говорят, частности, в Anex.

«В Турции в этом году отлично продавались туры с перелетом на бизнес-джете в отели сети Rixos, были популярны экскурсии на яхтах премиум-класса, индивидуальные экскурсии. Вырос спрос на экскурсионные туры в Стамбул. В ОАЭ растет доля тех, кто выбирает отели 5*», – отмечают в FUN&SUN.

В Space Travel отмечают в качестве тренда рост летнего спроса на туры со стыковочными рейсами по направлениям Юго-Восточной Азии, в первую очередь, через ОАЭ и Китай. Но не только в Азию.

«Туристы адаптировались к текущим реалиям (перелеты со стыковками, оформление виз) и готовы заново рассматривать отдых в Европе», – подчеркивают и в Club Med.

Хороший рост спроса на Европу видят и другие туроператоры, впрочем, речь, как правило, идет о люксовом сегменте и сегменте «выше среднего» – дешево слетать в пляжную Европу в хороший отель стоит немалых денег. Дешевые отели в Европе почти не выбирают, потому что в этом случае почти 90% стоимости тура «съест» перелет.

В PAC Group называют и лидеров по динамике спроса среди европейских направлений этого лета: Франция, Италия, Испания, Греция.

В то же время «Интуристе» подчеркивают очень существенный рост спроса и на «замену» бюджетной Европе: на летнюю Грузию, которая этим летом на стала драйвером для всей группы постсоветских стран, а также на туры в Белоруссию.