В последние годы отельный бизнес демонстрирует устойчивый рост, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается индустрия гостеприимства. Коммерческий директор сети отелей Station Hotels поделилась итогами, с которыми отельеры подошли ко Дню туризма.
В сезоне 2024 года конкуренция на рынке Петербурга остается стабильно высокой, поэтому акцентированное внимание на сервисной составляющей становится решающим при выборе отеля гостем. Вот почему сегодня важно отслеживать тренды и оперативно реагировать как на изменения рынка, так и ожиданий от отеля со стороны гостей.
Согласно внутренним данным управляющей компании «Станция», в первой половине 2024 года на рынке гостиничных услуг Петербурга произошли значительные изменения. Отельный бизнес продолжает адаптироваться к новым экономическим условиям, повышая цены и анализируя динамику доходов.
Одним из ключевых факторов, существенно повлиявших на доходность отелей, стало снижение темпов роста загрузки, вызванное повсеместным повышением цен. Этот эффект оказался особенно заметен в кластере крупных гостиничных объектов.
И хотя в целом на рынке наблюдается рост загрузки на 2-3%, этот прирост значительно ниже, чем аналогичный показатель 2023 к 2022 году.
Значительное повышение цен, начавшееся в августе-сентябре 2023 года, привело к тому, что клиентам и гостям потребовалось время на адаптацию к новым цифрам. Например, если раньше четырёхзвёздочный номер в среднем стоил 5500 рублей в сентябре, то сейчас этот показатель достигает 7500 рублей.
Таким образом, в сегменте трехзвездочных средний рост цен составил 16%, что привело к увеличению дохода на один номер примерно на 19% в сравнении с 2023 годом. Динамика роста показателей ADR и загрузки трехзвездочных отелей сети Station Hotels в сравнении с прошлым сезоном в целом соответствует рыночному тренду, однако, нам удалось достичь показателя RevPar на 20% выше среднего в сегменте 3*.
В отелях категории 4 звезды средний рост цен за номер составил 11%, а доход на номер увеличился на 15%. В наших четырехзвездочных отелях, например, таких как Station Premier V18 и Station Premier S12, прирост цен зафиксирован на уровне 16%, а показатель RevPar на 4% выше среднерыночного в сегменте 4*
Петербург, сохраняя относительно медленные темпы прироста средней цены, в значительной мере сталкивается с ростом себестоимости гостиничных услуг и сервисных затрат. Сегодня большое внимание уделяется улучшению сервиса и удовлетворению потребностей туристов, что подтверждается ростом уровня удовлетворенности гостей.
Одной из ключевых тенденций на рынке стало стремление к соблюдению экологических стандартов. Многие отели внедрили программы устойчивого развития, что положительно сказалось на их имидже и привлекло новых клиентов, заботящихся о природе, однако, в то же время увеличило затраты на реализацию целого ряда традиционных гостиничных процессов.
Отдельно стоит отметить устойчивый спрос на семейное размещение, который сохраняется на протяжении последних нескольких лет. Трех и четырехместные номера продолжают пользоваться спросом среди семей с детьми, что подтверждается стабильными показателями загрузки в этом сегменте, а двухкомнатные номера в силу их малочисленности раскупаются в период туристического сезона в первую очередь.
Внедрение цифровых технологий также стало неотъемлемой частью развития отрасли, облегчая процесс бронирования и повышая комфорт проживания.
Я бы рекомендовала отельерам продолжать анализировать рынок и адаптировать ценовые, продуктовые и сервисные стратегии с учетом изменения реальности и запросов со стороны потребителей. В долгосрочной перспективе такая политика позволит поддерживать конкурентоспособность и качество услуг в изменяющихся рыночных условиях.