Рынок труда HoReCa в 2024 году: грустные цифры, и что с этим делать

Cегмент HoReCa – лидер по приросту спроса на сотрудников. Рядовые сотрудники кухни просят зарплату 190 тысяч, официанты – 250 тысяч. Как быть?

«Больные мозоли» cферы кадров обсудили на второй по счету ежегодной конференции Overbooking, оганизованной TravelLine. Причем в HoReCa из всех сфер прирост вакансий по всей стране максимален: почти на треть. Лишь после этого сегмента идут службы доставки, а уже потом – сферы ритейла, закупок и логистики. Теперь уже конкурс – не «соискателя на место», а «на работодателя»:  кандидаты проверяют компании очень тщательно, вакансии отслеживают точечно, читают отзывы и все чаще «скрывают» свое резюме на «работных» сайтах. То есть, избирательны донельзя.
Для сравнения (сегмент HoReCa / весь рынок)

  • Вакансий за год: +29% / +17%
  • Резюме за год: +17% / +19%
  • Конкурс на вакансию: -9% / +2%

(*По данным SuperJob)

Кто нужнее больше всего? В ресторанном сегменте – пекари (далее идут: повара, бариста, бармены, официанты). В отелях – администраторы: их готовы рассматривать разных, хоть из ветеринарной клиники или танцевальной студии, был бы хоть какой-то опыт.  Далее – горничные, уборщики, хостес и менеджеры по бронированию.

Но основная проблема – не найти, а удержать: в гостиницах уровень зарплат на не-менеджерских должностях всем известен. Так что при разнице даже в +5000 рублей соискатель отправит резюме не вам, а вашему конкуренту. А уже устроившись на работу и получив предложение на +15-20 тысяч больше – радостно «перебежит». Причем ожидания по зарплатам – см.на фото, увы (также по данным SuperJob на сентябрь 2024 года).

И лишь с большим отрывом после «зарплаты» идут удобное местоположение работы и «адекватное руководство». Причем по всем округам РФ.

Так что найм персонала в отели в нынешних условиях напоминает тщательно продуманную «охоту». Причем не за избранными «головами» топ-менеджеров, чем раньше занимались в основном опытные хантеры, а чуть ли не «за всеми». И, как и на охоте, требуется вдумчивая стратегия.

Как заинтересовать соискателя? Позаботиться о том, чтобы обеспечить максимальную информацию:

  • Где человек может узнать о вашей вакансии
  • Как собирает данные, и где может узнать больше о вашей вакансии
  • Релевантно ли вознаграждение рынку и ожиданиям специалиста
  • Интересны ли те задачи, которые вы предлагаете
  • Понятно ли ему, какие действия от него ожидаются

То есть, важно привлечь внимание, пробудить интерес и спровоцировать с вами связаться, создав потребность в «обсудить вакансию». А дальше уже – держать обеими руками. Назначать куратора, отвечать на вопросы, формировать лояльность компании и т.д.