У господдержки развития туризма в России есть дирижер. Есть оркестр. Есть план. Наконец, есть багаж средств. Что очень важно и нужно сейчас – так это синхронизация усилий.
Как из имеющегося в наличии арсенала сил и средств будет выстраиваться и литься «симфония» развития туризма и гостеприимства в России – «базу» на этот счет можно было извлечь из выступления Михаила Шелдунова, директора департамента по взаимодействию с органами власти АО «Корпорация Туризм.РФ», на конференции, организованной IBC Real Estate и «Ъ» 2 октября в Москве.
В апреле 2024 Президент России поручил правительству обеспечить национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» финансированием из федерального бюджета в 2025-2030 годах в размере не менее 403 млрд. Рублей – соответствующие поручения Президент дал по итогам послания Федеральному собранию 29 февраля 2024.
«Государство не просто создало меры поддержки, а сформированы специализированые институты развития, и АО «Корпорация Туризм.РФ» – головной такой институт», – подчеркнул на конференции Михаил Шелдунов.
«Абсолютно новая история – когда драйверами развития выступают регионы, становясь якорными инвесторами проектов», – добавил он.
Тем временем, «мы видим, что на рынок развития туризма заходят такие крупные структуры, как Автодор*, Росатом», – заметил чиновник.
Вывод: поддержкой развития туризма в стране уже занимаются все, кто может и при этом хочет этим заниматься. Разумеется, занимаются так, как могут.
Поэтому сегодня важна оркестровка, синхронизация мер поддержки.
«Более ста мер поддержки, региональных и федеральных, можно применить в одном проекте. Но это искусство. Для этого нужен талант. И оркестровка, конечно», – резюмировал Михаил Шелдунов.
Т.е. без синхронного плавания никак тут не обойтись.
При этом чиновник посетовал, что «мы создали даже мыльного пузыря с модульными гостиницами и глэмпингами, какая-то часть этого бизнеса останется, но какая-то закроется». Таким образом, часть средств господдеркжи по этому направлению уходит в отбраковку.
Субсидии государства подпитывают оркестровку роста внутреннего туризма, но борьба регионов за туриста, инициация все новых инфраструктурных проектов может привести к «каннибализму» турпотоков – выражают опасения участники рынка. Очевидно, пришло время не только «собирать камни» внутреннего туризма, но и отбирать «камни», какие использовать для его фундамента (см. публикацию на Hotelier.pro СХВАТКА РЕГИОНОВ).
Глэмпинги отбраковывают себя сами – после запуска. С капитальными объектами так нельзя.
Между тем, «сейчас есть проекты, которые вообще не вписываются в общее понимание. Это мега-проекты «Курорты 5 морей», – заметил Михаил Шелдунов.
Действительно, отдельной статьей в бюджете выделены расходы на проект «Пять морей и озеро Байкал». В 2025 году на него будет потрачено 6,2 млрд. рублей, в 2026 году – 16,4 млрд., а к 2027 году эта цифра увеличится до 17,3 млрд.
Если помните, Президент России 28 марта 2024 в режиме видеоконференции провёл мощное совещание по вопросам развития проекта федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал» с руководителями всех субъектов федерации, на чьих территориях запланировано развитие туристических мега-проектов. Президент ухватил самую суть проектов: «Надо начать и кончить». А по-другому с мега-проектами (да и с другими проектами тоже) никак нельзя. (См. публикацию на Hotelier.pro НАЧАТЬ И КОНЧИТЬ).
«Пик ввода объектов с участием «Туризм.РФ» придется на 2027-2030-е годы. И тогда, в эти годы, ужесточится конкуренция за клиента на рынке гостеприимства», – уточнил Михаил Шелдунов.
Сегодня география проектов, поддерживаемых АО «Корпорация Туризм.РФ», охватывает 35 регионов России (54 субъекта Федерации не охвачены).
Ольга Широкова, партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group, на почти параллельном мероприятии в Санкт-Петербурге (Arch&Hotels Forum 1октября) уточнила географию проектов корпорации:
Т.е. порядка 32% добавляемых в копилку гостиничных номеров приходится на Краснодарский край. Еще 20% – на Калининградскую область. На третьем месте – Ленинградская область (12%).
Суммарно в этих трех регионах сосредоточено 64% готовящихся при поддержке корпорации к вводу номеров.
Динамика прироста новых номеров внушительна (график – NF):
«Однако базовый момент – кто будет управлять этими номерами», – отметила Ольга Широкова. (Но это предмет отдельной публикации на Hotelier.pro).
NF Gorup выделила топ-10 регионов по объему полученных средств на строительство гостиниц (в 2021-2024 годы) и топ-10 регионов – лидеров по объему полученных средств на строительство крупных инвестиционных проектов (в 2023-2024 годы):
Если говорить про конкретные проекты (поименно), то их иерархию тг-канал Building.ru суммировал в следующей таблице:
В этой таблице фигурируют не только проекты с участием «Туризм.РФ», но и другие крупные начинания в туристско-гостиничной сфере с господдержкой.
Исходя из таблицы, видим, что доминирует поддержка трех мега-проектов: «Новая Анапа», «Белая Дюна», «Санкт-Петербург Марина».
О мега-проектах подробнее смотрите в отмеченной выше публикации НАЧАТЬ И КОНЧИТЬ.
На Эльбрусе обещают 8000 новых номеров для туристов к 2027 году – красивую цифру представил на Форуме Регионов в Минводах руководитель «Кавказ.РФ» Андрей Юшманов.
«Да, 2027 год – это точка, когда мы полностью сформируем инфраструктуру, полностью завершим благоустройство и к этому же моменту мы ждем введение больших отелей и мест размещения», – пояснил он.
Показатели по льготному финансированию по постановлению №141 от 09.02.2021 NF Group обобщила следующим образом:
Продолжая обзор положения дел с господдержкой гостиничных проектов по линии АО «Корпорация «Туризм.РФ» на конференции, организованной IBC Real Estate и «Ъ», Михаил Шелдунов выделил несколько трендов.
Тренд №1: Высокая конкуренция за доступ к мерам поддержки
«Нам всем придется постараться, чтобы найти деньги. За средства поддержки будет борьба, я вам это гарантирую», – уверил чиновник.
Но деньги еще не все!
На гостиничном рынке Сочи, как и в жилищном сегменте, существуют серьезные правовые проблемы. Например, в городе действует эмбарго на строительство апартаментов. Очевидно, что это сделано для сокращения объемов такого вида недвижимости, к созданию которых с точки зрения наличия сопутствующей инфраструктуры меньше требований, чем в случае с возведением классического многоквартирного дома. Однако это автоматически накладывает запрет и на возведение апарт-отелей. Вложения в такие объекты сейчас окупаются быстрее всего, если говорить о сегменте курортной недвижимости в целом. Однако гостиничные операторы не могут пополнить свои портфели новыми апарт-отелями в Сочи – рассказал «Ъ» Станислав Ивашкевич, управляющий партнер Ivashkevich Hospitality.
На этом, впрочем, проблемы для девелоперов, желающих строить гостиницы в Сочи, не заканчиваются. Высокая привлекательность черноморского курорта в глазах туристов привела к росту в городе спроса на площадки под строительство отелей. Найти такие активы крайне сложно. Ситуация усугубляется в первую очередь дефицитом ликвидных участков, куда были бы подведены инженерные сети и где по соседству имеется базовая дорожно-транспортная инфраструктура. Другой существенный минус – небольшие размеры заметной части предлагаемых под застройку участков, где практически невозможно разместить полноценные гостиницы – продолжил эксперт.
Высокие затраты на строительство, разумеется, влияют на доходность уже готовых объектов. В случае с Сочи и рядом других курортных городов на черноморском побережье существенные вложения на реализацию проектов в гостиничном сегменте ощутимо повышают сроки их окупаемости. Сейчас этот показатель в среднем по стране составляет около 15 лет. Но в Сочи, учитывая описанную выше специфику, срок может оказаться больше. Это не всегда приемлемо для потенциальных инвесторов и профильных девелоперов.
процесс может вовсе остановиться, если не найдется решение сложившейся ситуации. Ко всему прочему добавляется и сохраняющаяся на высоком уровне ключевая ставка Центробанка. А это значит, что привлекать заемное финансирование для строительства отелей стало еще дороже. Даже субсидирование процентных ставок по целевым кредитам в рамках нацпроекта по развитию туризма принципиально не улучшает ситуацию. Таким образом, для инвесторов вкладываться в гостиничный бизнес в Сочи зачастую не очень выгодно.
Алексей Попов, руководитель «ЦИАН.Аналитики», обращает внимание на то, что Краснодарскому краю сильно не повезло с береговой линией, которая представляет собой фактически идеальную прямую. Из-за этого ее длина невелика, и за немногочисленные доступные участки разворачивается конкурентная борьба. В числе других проблем эксперт называет высокую сейсмичность в регионе и сложные инженерно-геологические условия, что увеличивает себестоимость строительства.
Но от денег вернемся к концепциям.
Тренд №2: Меняем бенчмарки
«Что мы слышали раньше, да и слышим сейчас? А вот что: это я видел в Куршавеле, это я видел там-то, все время в качестве примера приводится Европа, – пожурил Михаил Шелдунов некоторых. – Но свежие тренды говорят о том, что нужно смотреть на азиатские рынки, на рынок МЕНА. Сейчас наши туристы возвращаются не из Европы, а из других стран и хотят, чтобы было как там».
«Какие курорты строят азиаты и чем наполнены у них отели? В них много впечатлений, много сервиса, много эмоций», – отметил спикер.
Примета времени – приход в Россию арабского гостиничного оператора Rotana. Ожидается выход на российский рынок тайской компании Dusit. Не молодцы ли они? Не их ли пример «другим наука»?
О планах Rotana в России в начале года Hotelier.pro рассказал Рэй Мак Шейн (Ray Mc Shane), директор по региону Россия компании Rotana Hotels & Resorts.
Тренд №3: Нужно много кадров, а кадров не будет
Тут Михаил Шелдунов отметил необходимость создания корпоративных центров компетенций, ну и начинать применять ИИ и иже с ним. А больше тут и не стоило ничего говорить.
Завершил свой обзор, представитель «Туризм.РФ» обратил внимание на (архи) важный момент:
«Меры господдеркжи, которые мы оркестрируем, не предполагают реализацию классических апартаментов. Но в большой инвестиционной сделке апарты, прилегающие к туристической инфраструктуре, растут в цене, и, следовательно, могут являться источником денег для вложения в строительство туристической инфраструктуры».
Считать ли эти слова напутствием для инвесторов включать в проекты апартаменты, прилегающие к туристической инфраструктуре? Т.е, если можете, финансируйте (по крайней мере первую волну проекта) через продажу апартов?
И само льготное финансирование идет волнами. NF Group обобщила положение дел с волнами в таблицу:
Речь идет не только о внутреннем туризме – экспорт российских туристических услуг (въездной туризм) в 2025 году может составить $4,34 млрд, в 2026 году – $5,54 млрд, в 2027 году – $6,86 млрд, следует из паспорта государственной программы РФ «Развитие туризма».
Между тем, согласно документу, количество турпоездок по стране в 2025 году ожидается на уровне 98,2 млн, в 2026 году – 107 млн, в 2027 году – 116,8 млн. Доля туристской отрасли в ВВП России в эти годы прогнозируется в 2,9%, 3% и 3,2% соответственно. (в 2024 году по прогнозу Минэкономразвития турпоток по России ожидается на уровне около 91 млн поездок).
В Минэке считают, что рост будет обеспечен не только за счет увеличения доступного (доступного в каком смысле – available или affordable? – тут русский язык оставляет простор для толкования) номерного фонда, в том числе, по программе быстровозводимых модульных гостиниц (модули остаются в игре!), повышением популярности путешествий внутри страны, а также увеличением числа зарубежных туристов благодаря запущенной в 2023 году электронной визе и групповым безвизовым поездкам с Китаем и Ираном.
* По данным «Автодор» трафик на трассе М11 «Нева» вырос на 107% в период с 2019 по 2024 годы.
Тем временем количество автотуристов, следующих в южном направлении по трассе М4 «Дон», выросло на 64% за последние пять лет.
Развитие внутреннего туризма в России становится «беспроигрышной револьверной операцией», в которой одно тянет за собой другое – заметил Президент РФ на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ).
Однако точки зрения на то, как лучше осуществлять «беспроигрышную револьверную операцию», расходятся. См. нашу публикацию «БЕСПРОИГРЫШНАЯ РЕВОЛЬВЕРНАЯ ОПЕРАЦИЯ». ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА.
Между тем, Счетная палата России обнародовала «разбор полетов» использования бюджетных средств, выделенных в 2021–2023 годах на федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Проверка Счетной палаты (СП) показала, что корпорация потратила на развитие туристической инфраструктуры почти столько же, сколько и на собственные нужды. При этом многие из запланированных инфраструктурных объектов так и не заработали. Однако – не взирая на это – российская туристическая отрасль отчитывается растущими показателями.
Деятельность Минэкономразвития, Минстроя, «Корпорации «Туризм. РФ», которые стали получателями субсидий и бюджетных инвестиций на реализацию мероприятий федерального проекта «Развитие инфраструктуры», СП оценила, как «недостаточно результативную». См. публикацию ПЕРЕКОСЫ – В ТУРПОТОКАХ, «НЕДОКОСЫ» – В ИНВЕСТИЦИЯХ И РАБОТЕ.
Важно, помнить, что ключевой задачей еще на этапе подготовки стартовавшего в России в 2021 году туристического нацпроекта являлось повышение доступности поездок россиян по своей стране (и в плане availability, и в плане affordability! См. публикацию на Hotelier.pro ДЕЛО №… «ДОСТУПНОСТЬ ТУРИЗМА».
А будет ли availability и affordability делом синхронным, покажет игра «оркестра».
Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.