Принятие новых фингарантий незначительно скажется на кошельке туристов, но значительно «проредит» рынок страховщиков, готовых работать в туризме. Такой прогноз был озвучен на пресс-конференции «Туристический бизнес: новые условия», организованной Ростуризмом.
В первую очередь, под «новыми условиями» понимается закон о фингарантиях, который вступит в силу в среду, 4 июня. Сколько из 43 крупных туроператоров, обязанных увеличить по новому закону свои фингарантии, успеют это сделать к сроку, представители Ростуризма озвучить пока оказались не готовы. «Сейчас в России 43 крупных туроператора, которым необходимо увеличить фингарантии до 12% от годового оборота. Это те туроператоры, которые раньше имели фингарантии в размере 100 млн рублей. В настоящий момент мы обрабатываем заявки, поэтому сообщить точное число пока не можем», – сообщила Изо Арахамия, руководитель правового управления Ростуризма. Эти компании будут известны широкой общественности поимённо лишь через 2 недели. «Через пятнадцать дней после четвертого июля выйдет приказ об исключении из реестра туроператоров, не предоставивших фингарантии вовремя», – уточнила собеседник. Она добавила, что исключение – это не приговор, а рядовая процедура, решаемая подачей документов. Однако продолжение туристической деятельности компанией, исключенной из реестра, будет квалифицироваться как незаконное предпринимательство, со всеми вытекающими последствиями.
Каких трудов стоит туроператорам попасть в «белые списки» счастливых обладателей новых повышенных фингарантий, можно оценить, выслушав мнение «противоположной» стороны этих переговоров – страховщиков. «Страховые компании стали значительно более внимательными к оценкам риска турфирм», – сообщила Галина Гуляева, председатель комитета Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС) по вопросам страхования в сфере туризма. Эксперт добавила, что российский туристический рынок и так оценивается страховщиками как зона весьма рискованного бизнеса: «Частота банкротств на туристическом рынке ненормально высокая – 6-7 компаний в год, естественно, в целом это влияет на оценку риска турфирм не в лучшую сторону», – пояснила собеседник, дополнив, что последние законодательные новшества серьезно изменят состав страховых компаний, готовых работать с туризмом. «На этом рынке останутся либо страховщики, обладающие значительными финансовыми средствами, либо андеррайтеры, имеющие опыт работы с подобными рисками», – считает эксперт.
Всего, по оценке ВСС, с российскими туроператорами готовы работать примерно 60 страховых компаний. Сюда включаются и перестраховочные компании, причём исключительно российские – зарубежные страховые компании к российским законотворческим новшествам относятся с недоверием и предпочитают не связываться с перестраховкой рисков. Среди возможных путей получения фингарантий эксперт также назвала сострахование, когда один договор заключают туроператор и несколько страховых компаний, с зафиксированной в договоре ответственностью за то, кто и в какой доле возмещает убытки, а также последовательное страхование фирмы несколькими страховщиками.
Представила Галина Гуляева и примерный список того, что проверяют страховщики, прежде чем выдать туроператору фингарантии. Помимо кредитной истории фирмы, её баланса, аудиторского заключения, страховщиков также интересует опыт и репутация руководителя компании, его добросовестность. Не проходят мимо внимания также отзывы клиентов и даже публикации в СМИ. Впрочем, как отметила Изо Арахамия, у туроператоров есть альтернативный шанс попасть в «белый список», предоставив не страховую, а банковскую гарантию собственного финансового обеспечения. Правда, статистика показывает, что пока этой возможностью воспользовался только 1% из всего списка туроператоров. Возможно – в силу ещё более бдительной проверки со стороны банков.
Что касается конечного потребителя турпродукта – туриста, то, по мнению Майи Ломидзе, исполнительного директора АТОР, финансовые нововведения, призванные его защищать, лягут на его плечи. Впрочем, скорее всего они распределятся по общему турпотоку так, что для отдельного взятого туриста это будет нечувствительно в материальном плане. «Любое увеличением финансового бремени закладывается в стоимость путевки, но мы предполагаем, что это будет незначительно, не более 10% от её стоимости. Ещё до принятия закона мы считали, что если у туроператора гарантия достигнет 800 миллионов рублей, для каждого его туриста стоимость тура вырастет лишь на пять евро», – сообщила эксперт.
Автор статьи: Петр Борисов, Ирина Архарова
Источник тут.