О взаимоотношениях туристов, агентов, туроператоров, страховщиков

atarussia

Альянс Туристических Агентств провели консультацию о взаимоотношениях туристов, агентов, туроператоров, страховщиковв связи с приостановкой деятельности некоторых участников рынка.

К кому туристу (потребителю) предъявлять требование о возврате денежных средств? В каком объеме?

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», по общему правилу, ответственность перед туристом за непредоставленный турпродукт и турпродукт ненадлежащего качества несет туроператор. Турист вправе предъявить свое требование к туроператору или к туроператору и страховщику или к страховщику, а в части агентского вознаграждения и к турагенту. Причем к страховщику может быть предъявлен только реальный ущерб (т.е., например, стоимость турпродукта или его части). А к туроператору, с точки зрения законодательства, можно предъявлять все возможные требования (реальный ущерб, моральный вред и др.). К турагенту можно предъявлять требования о возврате комиссионного вознаграждения. В случае, если возвращенных страховщиком денежных средств будет недостаточно для полного покрытия реального ущерба потребителя (туриста), а также по требованиям о взыскании морального вреда, неустоек, установленных законом, потребитель вправе предъявить требования к туроператору и имеются все законные основания для удовлетворения таких требований.

Необходимо ли турагенту осуществлять возврат комиссионного (агентского) вознаграждения? Возможно ли взыскание данного вознаграждения туристом в суде с турагента?

С одной стороны турагент действует как агент (комиссионер) от имени туроператора и именно от него он должен получать вознаграждение, происходит удержание средств агентом. При этом, часто агент, по договору с туроператором, вправе изменять стоимость турпродукта (например, реализовать его дороже или предоставить небольшую скидку) за счет своего вознаграждения. Иногда встречаются договора поручения на подбор и бронирование тура, по которым турист поручает, а агент выполняет поручение туриста и именно от него получает вознаграждение. Практически всегда турагент, заключая договор реализации туристского продукта, действует от своего имени, а не от имени туроператора, поскольку такая формулировка, обычно, следует из договора между туроператором и турагентом. При этом, чаще всего, де факто, денежные средства получаются турагентом от туриста, затем агент оплачивает стоимость турпродукта туроператору за вычетом своего вознаграждения (производит удержание). Конечно, каждый случай судебного разбирательства по искам туристов к турагентам, туроператорам в чем-то уникален, но анализируя судебную практику в целом, можно сказать, что вопрос возврата агентского вознаграждения в подавляющем большинстве случаев исследуется судами. Важно отметить, что разъяснение по данному вопросу было дано Верховным судом Российской Федерации. А именно, в п. 48 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 сказано, что «По сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала).» Из изложенного, следует, что вопрос возврата агентского вознаграждения будет судом исследоваться, а требование о взыскании агентского вознаграждения с турагента будет удовлетворено. Взыскание может быть осуществлено практически в тройном размере агентского вознаграждения (т.е. собственно вознаграждение + 3% в день за непредоставление услуги + 50% от суммы взысканных средств + госпошлина + судебные расходы + моральный вред = примерно тройная сумма агентского вознаграждения). Конечно, как было отмечно выше, суд будет рассматривать дела индивидуально с учетом всех обстоятельств, может быть с кого-нибудь и не взыщет, но не нужно испытывать иллюзий, что удастся оставить у себя деньги потребителя (туриста) за непредоставленные услуги.

Агентство оплатило за свой счет аналогичный турпродукт для туристов, пострадавших в результате приостановки деятельности туроператора. Что делать агентству?

В соответствии со ст. 9 ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” лицом, несущим ответсвенность перед туристами является туроператор. Турагент проибретая за свой счет новый туристский продукт, вероятно, делает это для сохрания клиента (туриста). На сегодняшний день, согласно ст. 9 вышеназванного закона, турагент повторно оплачивать стоимость всего турпродукта, по общему правилу, не обязан (это не касается возврата агентского вознаграждения). Необходимо разобраться в складывающихся правоотношениях. Турагент, предоставляя за счей счет второй турпродукт, реализовывает его туристу с отсрочкой платежа или дарит. При этом у туриста сохраняется права требования реального ущерба, морального вреда от туроператора и от страховщика (в части реального ущерба) по первоначальному турпродукту. В случае получения денежных средств туристом от туроператора/страховщика, турист может осуществить их возврат в пользу турагента, т.е. компенсировать ему стоимость второго турпродукта. Однако, если турист не сможет получить денежные средств (т.е., например, не сможет исполнить решение суда), то и отдавать турагенту ему будет нечего. Теоретически турист может передать турагенту право требования от туроператора, но опять же, в случае несостоятельности туроператора может возникнуть невозможность фактического исполнения и взыскания средств.   источник http://www.atarussia.ru/news/%D0%BE-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2/