Компания «РЖД тур» уже проходила по «антимонопольному» делу. Это следует из официального ответа Федеральной антимонопольной службы на обращение Российского союза туриндустрии по поводу действий ОАО «РЖД», которая настойчиво навязывает турбизнесу посредника в лице компании ООО «РЖД Тур».
Как выяснилось, в ФАС и раньше поступали подобные жалобы.
В частности, в еще 2009 году ФАС России рассматривала обращение ООО «ВагонРемСервис» о нарушении статьи 10 закона «О защите конкуренции» со стороны ОАО «РЖД». Речь шла примерно о тех же проблемах, на которые обращает внимание РСТ. Компания «РЖД», занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг железнодорожных перевозок и использованию транспортной инфраструктуры, ограничивала конкуренцию и ущемляла интересы других участников рынка. Например, предоставляла пассажирские вагоны в аренду юридическим лицам по различной арендной плате, взимала повышающий коэффициент 9% к стоимости провозных платежей. И так же, как и сегодня, наделяла «РЖД Тур» функциями перевозчика и собственника инфраструктуры. Тогда в числе «ценнейших» услуг этой компании были, например, организация маршрутов перевозок, включение вагонов в состав поездов. Более того, железнодорожники умудрялись навязывать ООО «ВагонРемСервис» услуги по организации перевозок в вагонах, принадлежащих на правах собственности… ООО «ВагонРемСервис»!
Рассмотрев это дело, ФАС России признал нарушение пунктов 3, 5, 8, 9 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» со стороны ОАО «РЖД» и выдала предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. В частности, было установлено, что ОАО «РЖД» представляет ООО «РЖД Тур» льготные условия на организацию туристических перевозок с использованием собственного и (или) арендованного подвижного состава. В январе 2010 г. с этим решением согласился Арбитражный суд г. Москвы, куда ОАО «РЖД» обратилась с кассационной жалобой. В мае 2010 г. решение было подтверждено Девятым арбитражным аппеляционным судом. В августе 2010 года ОАО «РЖД» попыталось оспорить эти вердикты в Федеральном арбитражном суде Московского округа. Но безрезультатно: решение ФАС и предыдущих судов были оставлены без изменения.
С 1 апреля 2010 года роль ОАО «РЖД» в отношениях с турбизнесом «исполняет» дочернее предприятие ОАО «Федеральная пассажирская компания» («ФПК»). Сегодня туроператорам предлагается дополнительно оплачивать не менее «важные» договорные обязательства «РЖД Тур»: прием, обработку, оформление, оценку наличия технической возможности выполнения исполнителем заявки, подачу и регистрацию заявок, а также приобретение проездных документов.
ФАС России не исключает, что нынешние действия «ФПК» и «РЖД Тур» также могут стать основанием для возбуждения дела по факту нарушения закона «О защите конкуренции». Для принятия соответствующего решения необходимо предоставить в распоряжение ФАС определенные документы, перечень которых содержится в ответе, полученном РСТ.
Российский союз туриндустрии уже приступил к сбору этих документов. Необходимые сведения предоставили шесть туроператоров. А параллельно руководители компаний рассказывали о том, как складываются их отношения с «ФПК» и «РЖД Тур». Приведем некоторые примеры.
«Три недели назад мы подали заявку в «ФПК» о прицепке вагона. Ответа не было три недели. Потом – звонок из «РЖД Тур»: вам нужна перевозка на такое-то число? Мы можем ее подтвердить. На мой вопрос, как к ним попала наша заявка, девушка, не стесняясь, отвечает, что из «ФПК». Спрашиваю: а почему «ФПК» передает наши заявки? «Милочка, – отвечает сотрудница «РЖД Тур» генеральному директору туроператорской компании, – вам перевозка нужна или будем разбираться, что и как к кому попало?». Я попросила ее представиться, сотрудницу зовут Катарина Лосева, она заместитель начальника отдела логистики “РЖД Тур”».
«В последнее время сложилась очень непростая ситуация с прямым бронированием билетов для туристов через «Московское железнодорожное агентство». Все наши заявки перенаправляются в «РЖД Тур». К стоимости билета добавляются комиссионные не только «МЖА», но и «РЖД Тур». В итоге билет в кассе для одиночного туриста стоит дешевле, чем для группового. Как в такой ситуации можно продвигать туры. Сама же компания «РЖД Тур» активно рекламирует себя как монопольную турфирму по организации железнодорожных туров».
«Приобрести групповые железнодорожные билеты на туристов через систему «УФС» и железнодорожное агентство не удается в связи с их отсутствием в системе даже за 45 суток до отправления поезда. На наши запросы в «ФПК» относительно прицепки дополнительных вагонов следовал отказ. Для решения проблемы нам порекомендовали обратиться в компанию «РЖД Тур», которая сможет быстро помочь с бронированием нужного количества билетов на нужном направлении. В «РЖД Тур» с готовностью берутся помочь, но за свои услуги просят доплатить 300 рублей за каждый билет плюс 240 рублей за резервирование каждого места. В итоге переплата составляет 540 рублей за один билет!»
«При контактах с пассажирскими службами «ФПК» нашей компании предлагалось бронировать железнодорожные билеты для организованных групп через «РЖД Тур». При этом нам устно давали понять, что в этом случае препятствий при организации бронирования билетов не будет».
«У нас дела обстоят так, что мы в этом году усиленно сокращаем железнодорожные перевозки в пользу авиационных, в том числе по причине сложности работы с «ФПК». Строится работа в этом году так. Мы подаем в «ФПК» заявку, ее принимают – и тишина. Потом мы получаем письмо от «РЖД Тур». Например: «Я представитель компании ООО "РЖД Тур". Мы являемся дочерней компанией ОАО "ФПК" и занимаемся организацией коммерческих перевозок. К нам попала ваша заявка на организацию перевозки по маршруту… Стоимость наших услуг по организации перевозки в международном сообщении составляет 500 рублей за одно место в одном направлении. Если вас устраивают наши условия, то мы готовы выслать договор и начать сотрудничество. С уважением, Михайлов Сергей». Мы на подобные письма «РЖД Тур» не отвечаем. Но просим «ФПК» дать официальный отказ в выполнении заявки и перенаправлении ее в «РЖД Тур». Разумеется, этих документов не получаем».
Российский союз туриндустрии просит региональных туроператоров, у которых возникают аналогичные проблемы и которые готовы отстаивать свои права, написать по адресу i@rata.ru.
Источник тут.