Российским туристам, отправляющимся на отдых за рубеж этим летом, приходится серьезно рассчитать свои финансовые возможности. Туроператоры предупреждают: большого количества дешевых и горящих путевок, как в прошлые годы, не будет.
Этому поспособствовало сразу несколько факторов: отказ туроператоров от демпинга на фоне банкротства других компаний, а также комплекс причин, связанных с кризисом в еврозоне.
Лидеры несмотря ни на что
Почти все выгодные летние предложения были раскуплены в весенние месяцы по системе раннего бронирования, уверяют туроператоры. Сегодня найти турпакет по низкой цене непросто.
В списке не самых дешевых направлений, например, – любимая российскими туристами Турция. Съездить отдохнуть по цене чуть менее тысячи долларов при двухместном размещении в четырехзвездочном отеле можно лишь в традиционно недорогой район страны – Аланью. Остальные курорты принимают туристов на стандартные 10-14 дней по цене в среднем от полутора тысяч долларов.
Тем не менее проблем со спросом у туроператоров нет. Он традиционно устойчив, и есть тенденция к росту. Менее востребованным по сравнению с прошлым годом не стало практически ни одно из популярных направлений, даже те, которые казались в перспективе безнадежными.
"Если в прошлом году в Египет и Тунис были горящие путевки, то сейчас ситуация в этих странах приходит в норму и таких низких цен, как раньше, уже нет", – рассказала РИА Новости представитель НТК Интурист Виктория Лопухова.
Египет сейчас – одно из самых стабильных направлений, подтвердила ранее исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, спрос на Египет не снижается и не растет, а цены стабильны. Также участники рынка обращают внимание на возрождение интереса россиян к Тунису – с начала года российский турпоток туда вырос почти втрое.
Кроме того, в этом году быстро разошлись путевки в Хорватию и Черногорию, замечает Лопухова.
"Увеличился также спрос на Болгарию, и Греция, несмотря ни на что, осталась в лидерах продаж", – сказал РИА Новости вице-президент АТОР, гендиректор компании Дмитрий Горин.
Рост спроса на зарубежные поездки подтверждают и данные Росстата. Так, в первые четыре месяца 2012 года за рубеж выехало в общей сложности 8,298 миллиона россиян. Из них около 2,777 миллиона человек указали в качестве цели своей поездки туризм, что на 23% больше, чем годом ранее.
"Скидочная" усталость
Однако растущий спрос россиян на зарубежный отдых – не главная причина того, что любителям дешевых путевок придется остаться дома. О том, что ценовая политика на туристическом рынке должна рано или поздно измениться, можно было говорить как минимум несколько месяцев назад, когда внезапно прекратила свою работу компания "Ланта-тур вояж". И это был не первый крах крупного российского туроператора. До "Ланты " с большим скандалом обанкротился, к примеру, "Капитал-тур" и еще ряд менее известных компаний.
"Сезон в этом году более взвешенный. Операторы устали дарить скидки и деньги за счет горения мест, поэтому квоты сейчас очень разумные", – говорит Горин. По его словам, банкротства туроператоров сыграли важную роль, продемонстрировав, как компании могут оказаться перед невозможностью справиться с переизбытком предложений.
Он уверен, что с переизбытком в текущем сезоне проблем нет. "Количество выставляемых рейсов и программ каким-то образом пытаются делать соответствующим спросу, туроператоры выставляют предложения под реалии рынка", – говорит вице-президент АТОР, предупреждая, что клиенты, которые надеются на супергорящие предложения, могут обмануться в своих ожиданиях в этом сезоне.
Естественная корректировка кризисом
Но не только благоразумность туроператоров изменила правила игры на российском туристическом рынке. Существенно по кошелькам туристов, даже не гонящихся за дешевизной, ударили внешние факторы. Прежде всего это снижение курса рубля, которое началось в мае и повлекло за собой рост цен на авиабилеты, и без того заметно дорожающие в летний сезон. В начале июня Майя Ломидзе сообщила, что с приходом лета рост цен на авиабилеты составил 18-20%. Обычно, по ее словам, декларируя переход на летнее расписание, авиакомпании повышают цены на 5-10%.
"Все тарифы заложены в долларах и евро. Вне зависимости, регулярный это или чартерный рейс, поэтому рост цен на авиабилеты был неизбежен", – уверен Горин. По его мнению, подорожавшие авиабилеты – один из факторов, который также серьезно поспособствовал росту цен на турпакеты. "Зачастую билет в пакете составляет более половины стоимости. Особенно если речь идет об экзотическом направлении", – пояснил эксперт.
Наземные услуги также рассчитываются в долларах и евро. "То есть произошла естественная корректировка. Если, например, отель в Турции в прошлом году стоил 38 тысяч рублей, то в этом на фоне курсовых скачков он автоматически будет стоить как минимум 42-43 тысячи. Уход горящих путевок и валютные скачки способствуют ощущению, что турпутевки стали дороже", – признает Горин, поясняя, что на самом деле они просто стоят тех денег, которые должны стоить.
Российский турист спасает Грецию
Главный способ сэкономить при покупке зарубежного тура, если не брать в расчет самостоятельные путешествия, – покупать пакет заранее. Но как быть тем, кто этого не сделал?
Эксперты поясняют, что для любителей дешевизны и риска закрыты не все дороги. "По-прежнему остаются игроки, которые наращивают обороты и создают демпинговые ситуации на рынке", – говорит Виктория Лопухова. По ее словам, горящие туры присутствуют несмотря ни на что, хоть демпинг идет и не по всем направлениям.
Тем, кто не собирается рисковать и покупать путевку ниже ее реальной стоимости, эксперты советуют обращать внимание на то, что происходит на тех или иных направлениях. Так, не стоит забывать о дальних направлениях. "Например, Юго-Восточная Азия. Такое направление, как Таиланд, работает круглогодично, билет может стоить дороже, но цены на отдельные услуги дешевле", – говорит Горин.
Ломидзе обращает внимание на Болгарию, где "выгодные цены за счет конкуренции туроператоров и в целом недорогих отелей". Кроме того, по ее словам, на Кипре в июне предложение превышает спрос, а потому цены снижаются. "До конца летнего сезона эта картина сохранится. Снижение может составить 10-20% от опубликованных цен", – прогнозирует она.
Все эксперты единодушны в том, что привлекательной в плане соотношения цены и качества для российских туристов в этом году может быть Греция. "Греция занимает третье место по популярности среди российских туристов", – заметил в беседе с РИА Новости генеральный директор Александр Цандекиди. По его словам, греческие отельеры как никогда ценят в этом году российских туристов.
"В марте-апреле важные для греческого туризма страны – Германия, Англия, Франция – на фоне политических событий начали массово отказываться от уже зарезервированного номерного фонда. Количество отказов составило до 35-40% от общего количества заказов", – рассказал он, пояснив, что Россия не только нарастила объем на греческом направлении, но и в большей степени взяла квоты, от которых отказались европейцы. "Выражаясь русским языком, мы сейчас спасаем греческих отельеров, и они это понимают, 35-40% отелей снизили цены по сравнению с прошлым годом", – подчеркнул Цандекиди.
Кроме Греции, возможно, стоит присмотреться и к менее традиционным направлениям. Так, недавний опрос и подсчет Skyscanner показал, что россияне не совсем верно оценивают стоимость отдыха за рубежом. Исследование показало, что Япония – не самая дорогая страна мира, а отдохнуть во Франции можно за меньшие деньги, чем в Хорватии или Марокко. Ирландия, которая, по мнению туристов, заняла четвертое место в рейтинге самых дорогих стран, в реальности оказалась на 27-м месте. Соседнюю Великобританию пользователи отправили на шестое место, в то время как эксперты поставили ее на 21 строчку.
Марина Селина
Источник тут.